Шины для легковых автомобилей / минивэнов / 4x4

Шинная азбука

Все что вы хотели знать о шинах от А до Я:

Давление воздуха

Давление воздуха во многом определяет срок службы шины и ее характеристики безопасности, так как недостаточное или избыточное давление снижает сцепление, вызывая чрезмерный или неравномерный износ протектора и ухудшая управляемость. Если давление в шине не соответствует нагрузке, температура шины увеличивается, что может вызвать повреждение каркаса шины и даже ее выход из строя. Поскольку на 50% легковых автомобилей используются шины с неправильным давлением, срок службы шин значительно снижается.* Положительным следствием соблюдения рекомендованного производителем автомобиля давления воздуха в шинах выступают экономия топлива, отличные динамические характеристики и долгий срок службы шин. Рекомендуемое давление в шинах конкретного автомобиля ищите в руководстве по эксплуатации, на лючке топливозаправочной горловины, двери автомобиля или в вещевом ящике. Проверяйте давление в шинах раз в две недели и по необходимости регулируйте его. Не забывайте делать то же самое для шины полноразмерного или компактного запасного колеса. Также соблюдайте дополнительные указания производителя автомобиля относительно компактного запасного колеса.

 

* Давление в шине по рекомендации автопроизводителя

Всесезонные шины

Всесезонная шина – это компромисс между шиной, созданной для эксплуатации на сухих и мокрых дорогах в летнее время, и зимней шиной. Резиновая смесь и рисунок проектора, разработанные для достижения оптимальных характеристик в летних условиях, не могут с технической точки зрения обеспечить надлежащие характеристики на заснеженных и обледенелых дорогах. Являясь компромиссным решением, всесезонная шина не может считаться ни оптимальной летней, ни хорошей зимней шиной. Всесезонные шины имеют маркировку M+S, как и зимние шины, но очень редко на них наносится маркировка в виде снежинки. Из-за компромиссных характеристик для летнего сезона зимой такие шины демонстрируют худшие качества, чем зимние шины.

Аквапланирование

Площадь пятна контакта шины с мокрым дорожным покрытием меньше, чем с сухим. В крайнем случае, автомобиль может начать аквапланировать, или скользить по воде, что существенно ухудшает контроль над ним. Для оптимального отвода воды из пятна контакта шинам необходим особый рисунок протектора. Но стоит отметить, что с ростом скорости вода отводится хуже. Наиболее эффективным решением проблемы выступает подбор скорости под погодные условия.

Асимметричный рисунок протектора

Асимметричным называется такой рисунок протектора, для которого не характерна симметрия относительно осевой линии шины. Следовательно, шина с таким рисунком имеет наружную и внутреннюю стороны. Шины с асимметричным рисунком протектора можно устанавливать с любой стороны автомобиля. Протектор большинства обычных шин является асимметричным с точки зрения рисунка или шумообразования, поэтому к положению установки предъявляются особые требования.

Балансировка

При движении с высокой скоростью шины генерируют огромные центробежные силы. Даже небольшой (всего несколько граммов) дисбаланс шины усиливается во много раз. В результате нагружается как шина, так и подвеска автомобиля. Дисбаланс шины можно оценить в дилерском центре, специалисты которого компенсируют его установкой на диск балансировочных грузов. Шина должна балансироваться при каждом монтаже на колесный диск.

Борт

Бортом шины называется та ее часть, которая прилегает к закраине обода. В середине борта находится проволока, которая представляет собой пучок стальных нитей, заключенных в резиновую оболочку. Именно таким образом гарантируется плотный контакт шины с ободом.

Тормозной путь

Тормозной путь зависит от скорости автомобиля, состояния дорожного покрытия и состояния шин, в частности, протектора. Регулярно проверяйте остаточную высоту рисунка протектора и меняйте шины, когда рисунок протектора изнашивается до индикаторов, расположенных в продольных канавках.

Развал

Развал необходим для снижения трения в поворотах. Он измеряется, когда колеса находятся на ровной площадке. Положительным или отрицательным углом развала является разница в вертикальном положении колес (наклонены внутрь или наружу).

Каркас

Современные шины изготавливаются с применением различных материалов и элементов. В общем, конструкцию шины можно разделить на наружный слой (протектор и боковины) и основу (каркас). Каркас может состоять из стальных и (или) текстильных нитей корда, внутреннего герметизирующего слоя (для обеспечения герметичности бескамерной шины), боковин, выступов, бортовой проволоки (для плотного прилегания бортов шины к закраинам обода) и усилителей борта.

Цепи противоскольжения

Даже современные шины могут оказаться беспомощными на дорогах с большим количеством снега и крутыми уклонами. Для обеспечения необходимой тяги, поперечного управления и надежного торможения в подобных условиях приходится использовать цепи противоскольжения. Имеет смысл устанавливать цепи противоскольжения перед преодолением сложного участка дороги. Они монтируются на колеса ведущей оси. Не превышайте определенную скорость при движении с установленными цепями противоскольжения. Когда автомобиль оснащен некоторыми низкопрофильными шинами, для цепей противоскольжения может просто не остаться места между шиной и колесной нишей.

Дата выпуска

Дата выпуска шины указывается на боковине в конце серийного номера DOT (см. пункт "Серийный номер DOT"). Производители шин согласовали стандартную систему идентификации даты выпуска: четыре цифры для указания недели и года выпуска. Например, номер 0201 указывает на то, что шина была выпущена во вторую неделю 2001 года.

Направление вращения

Сторона установки обычной шины с симметричным рисунком на обод и позиция колеса на автомобиле не имеют значения. Но некоторые шинные компании приступили к производству шин с направленным рисунком протектора для улучшения сцепления с мокрым дорожным покрытием и оптимизации шумообразования. Направление вращения отмечается на боковине шины стрелкой. После монтажа шины на обод и установки колеса на автомобиль эта боковина должна оказаться снаружи, чтобы шина вращалась в направлении, указанном стрелкой, и обеспечивала надлежащие характеристики. В то же самое время на рынке появились шины с асимметричным рисунком протектора, но без заданного направления вращения.

Серийный номер DOT

Символ DOT указывает на то, что производитель шины соблюдает требования стандартов безопасности, разработанных Министерством транспорта США. Серийный номер DOT располагается в нижней части боковины шины (только с одной стороны). Далее приводится расшифровка этого номера. С 2000 года дата выпуска шины обозначается четырьмя цифрами: первые две цифры указывают неделю, а последние две – год производства. До 2000 года дата выпуска маркировалась тремя цифрами: первые две цифры – неделя, а последняя цифра – год производства. Шины, произведенные в 1990-х гг., можно узнать по символу декады (треугольнику) после серийного номера DOT. 

Например: DOT NJ HR 2AE2 529 529 - дата выпуска: 529 (52-я неделя 1999 года) или 5200 (52-я неделя 2000 года). 2AE2 - код типа шины (указывается по желанию производителя). HR - код размерности шины. NJ - идентификационный код завода производителя. DOT - символ, свидетельствующий о соблюдении производителем шины требований стандартов безопасности, разработанных Министерством транспорта США.

Европейская система маркировки шин

С ноября 2012 года все шины в ЕС должны продаваться со стандартной наклейкой. На ней указываются характеристики шины по трем показателям, позволяющим оценить экологические свойства и качества безопасности шины, улучшение которых призвано повысить уровень безопасности на дорогах и снизить потребление топлива.

Это требование распространяется на шины для легковых автомобилей, автомобилей класса SUV, малотоннажных и большегрузных автомобилей. Значение этой системы для зимних шин минимально, так как на наклейке не отражаются зимние свойства шин.

Требования Европейской системы маркировки шин не касаются шин с восстановленным рисунком протектора или шин, которые не допущены к эксплуатации на дорогах общего пользования, например, гоночных шин, шин для компактных запасных колес или шин для классических и винтажных автомобилей.
Испытания шин, проводимые автомобильными журналами, также остаются важным источником информации для конечного потребителя, так как в рамках этих тестов оцениваются до 11 качеств шин, влияющих на безопасность, что значительно больше 3 качеств, указанных на наклейке.

Установка на автомобиль / Смешанная установка

На автомобиль рекомендуется устанавливать все четыре шины одной размерности и конструкции, а также с одним индексом скорости. Если применяются шины с разными индексами скорости, то скоростные возможности автомобиля ограничиваются шиной с самым низким индексом скорости. В этом случае такие шины следует установить на переднюю ось. Это предотвратит потенциальную избыточную поворачиваемость. Кроме того, стоит учесть возможное ухудшение характеристик управляемости.


Смешанная установка

Под этим термином понимается установка на переднюю и заднюю оси автомобиля шин разной размерности. Многие мощные автомобили еще на заводе комплектуются разными шинами. В дополнение к спортивной эстетике смешанная установка повышает уровень безопасности в движении. Более широкие задние шины на заднеприводном автомобиле улучшают передачу тяговых усилий, а более узкие шины на передней оси повышают безопасность рулевого управления (чем уже шины, тем легче управляемость). Но такая конфигурация не лишена недостатка: во время сезонной смены шины разной размерности не подлежат перестановке, которая положительно сказывается на равномерности износа.

Беговая полоса

Беговой полосой называется та часть шины, которая непосредственно соприкасается с дорожным полотном. Она предварительно вулканизируется, а затем крепится к каркасу шины при помощи клейкой резины. Именно через беговую полосу тормозные и тяговые усилия передаются от автомобиля на дорожное полотно.
На беговой полосе находятся элементы протектора шины (блоки, ребра и канавки), причем блоки являются позитивным профилем, а канавки – негативным профилем рисунка протектора. Беговые полосы различаются по назначению (для внедорожных, дорожных, гоночных сликовых шин). Также имеются различия между беговыми полосами для летних и зимних шин. В соответствии с немецким законодательством (Правила дорожного движения, или StVO) на дорогах общего пользования допускается эксплуатировать только шины с рисунком протектора на беговой полосе.

Сцепление

Под сцеплением понимается возможность передачи тягового усилия от шины на дорогу. Протектор шины "вгрызается"в дорожное полотно, обеспечивая тем самым курсовую устойчивость и необходимые тормозные характеристики. Уровень сцепления определяется качествами материалов, конструкцией протектора и давлением воздуха в шине. С одной стороны, резиновая смесь должна быть достаточно мягкой, чтобы подстроиться под неровности асфальта на микроуровне, а с другой стороны, структура блоков протектора (очистители на летних шинах и ламели на зимних шинах) должны предотвращать скольжение шины по воде или снегу. Высокая скорость и мокрое покрытие являются двумя основными факторами, повышающими вероятность потери сцепления. По этой причине сцепление с мокрым покрытием оказывается тем решающим элементом, который отделяет лучшие летние шины от обычных по результатам испытаний.

Индекс нагрузки

Эта маркировка помещается на боковину и указывает грузоподъемность шины.

load index and speed symbol
Маркировка M+S

«Шина для снега» означает, что рисунок протектора такой шины, резиновая смесь и конструкция изначально были разработаны для улучшения характеристик на заснеженном покрытии по сравнению с обычной шиной с учетом ее способности начинать и поддерживать движение транспортного средства.

Ходимость

Чтобы оптимизировать ходимость шин, регулярно проверяйте давление в шинах и остаточную высоту рисунка протектора, контролируйте целостность шин, следите за правильной установкой шин, а также помните, что шины на ведущей оси подвержены большему износу, чем шины на других осях. Именно по этой причине рекомендуется переставлять шины на автомобиле, то есть менять их местоположение. Это позволяет добиться равномерного износа и минимизировать нежелательные затраты на техническое обслуживание. Переходя с летних шин на зимние и наоборот, следует обязательно отбалансировать колеса, чтобы гарантировать комфортный ход и предотвратить нагрузку на детали подвески (см. пункт "Балансировка").

Монтаж шин на ободья

Сегодня вряд ли какой-либо водитель решится самостоятельно монтировать шины на ободья. Неправильный монтаж (например, с использованием отверток или подобных инструментов) может привести к повреждению борта шины или даже разрыву бортовой проволоки. Даже если наружное повреждение шины не бросается в глаза, оно существенно снижает уровень безопасности движения. В худшем случае, шина может разорваться, после чего ее уже невозможно будет эксплуатировать. Для достижения оптимальных ходовых характеристик необходима балансировка. Этот процесс осуществляется с использованием специализированного оборудования.

Азот

Азот – это инертный (негорючий) газ, который, по сути, представляет собой сухой воздух без кислорода. Окружающий воздух на 78% состоит из азота. Из-за инертных свойств его очень часто используют для накачки шин, которые предназначены для эксплуатации в особых и (или) сложных условиях. К таким вариантам применения относятся шины для самолетов, горнодобывающей техники и грузовых автомобилей. Кроме того, азот применяется в мире автомобильных гонок, для которых характерны экстремально высокие скорости. Используемый таким образом сухой азот способствует меньшим колебаниям давления, что полезно в тех случаях, когда даже малейшие отклонения могут привести к изменению характеристик управляемости автомобиля на пределе его возможностей. Для обычной ежедневной эксплуатации автомобиля необходимости в применении азота для накачки шин нет. В то же самое время азот не вредит шинам и может в некоторой степени уменьшить медленное падение давления воздуха в шинах. Тем не менее, он не способен предотвратить падение давления в случае прокола, утечки через стык между шиной (бортом) и ободом, между вентилем и ободом, через вентиль, обод и пр. Использование азота не исключает необходимости регулярной проверки давления в шинах. Если давление в шине ниже нормы, шину необходимо накачать воздухом или азотом до номинального значения давления. Не следует эксплуатировать шины с недостаточным давлением и (или) чрезмерной нагрузкой.

Внедорожные шины

Эти шины рассчитаны на движение по немощеным дорогам. Они отличаются сравнительно развитым рисунком протектора, призванным улучшить сцепление на грязной и песчаной местности. Шинами с развитым рисунком протектора обычно оснащаются автомобили повышенной проходимости и автомобили класса SUV (автомобили для активного отдыха).

Чрезмерная нагрузка на шины

Превышение допустимой нагрузки на шины (из-за слишком высокой скорости или массы перевозимых грузов) оказывает такое же серьезное воздействие на шину, как и недостаточное давление, и может нанести ей непоправимый вред.
Старайтесь не перегружать автомобиль. Если вы планируете ехать на высокой скорости/при полной загрузке автомобиля, отрегулируйте давление в шинах в соответствии с рекомендациями автопроизводителя.

Радиальная шина

Нити корда в каркасе радиальной шины проложены поперечно, практически перпендикулярно бортам. А в брекерных слоях под протектором нити корда тянутся диагонально, что стабилизирует и упрочняет протектор, а также повышает гибкость боковин. Брекерные слои ограничивают перемещение элементов протектора при контакте с дорожным полотном, что увеличивает срок службы протектора, улучшает сцепление и управляемость.

Усиленные шины и шины повышенной грузоподъемности

Названные шины отличаются более прочной конструкцией. Они могут выдерживать большую, чем обычные шины, нагрузку. Усиленные шины можно узнать по маркировке RF, а шины повышенной грузоподъемности – по маркировке XL на боковине. Стоит упомянуть необходимость большего давления воздуха в этих шинах по сравнению со стандартными.

Обороты на милю

Количество оборотов, которое совершает шина за одну милю при определенной нагрузке, скорости и давлении воздуха. В некоторых случаях применяется показатель "обороты на километр".

Сопротивление качению

Под сопротивлением качению понимается тянущее усилие, необходимое для вращения шины. Шины являются гибкими. Во время движения они сжимаются и изгибаются, в результате чего поглощается энергия, которая преобразуется в тепло. С целью снижения сопротивления качению производители шин применяют специальные резиновые смеси. Чем меньше сопротивление качению, тем выше топливная экономичность. Сопротивление качению растет с падением давления воздуха в шинах, поэтому регулярная проверка давления может оказаться полезной с точки зрения расхода топлива.

Перестановка шин

Схема и периодичность перестановки шин рекомендуются автопроизводителем (см. руководство по эксплуатации). В среднем перестанавливать шины на автомобиле следует каждые 10000-13000 километров пробега или раньше, если начинает проявляться неравномерный износ. Цель регулярной перестановки шин – обеспечение более равномерного износа протектора всех шин автомобиля. В случае неравномерного износа протектора шин рекомендуется обратиться на станцию технического обслуживания, специалисты которой перед перестановкой шин проверят и, при необходимости, отрегулируют углы установки колес или устранят механические неисправности. Это справедливо как для передне-, так и для заднеприводных автомобилей. В схему перестановки следует обязательно включить полноразмерное запасное колесо. Само собой разумеется, что в перестановке не может участвовать компактное запасное колесо.

Ламели

В блоках протектора шины имеются мелкие прорези, или ламели. Они открываются и закрываются, оптимизируя сцепление и передачу тормозного усилия на дорогу (эффект сцепных кромок). Ламели более важны для зимних шин, так как они улучшают сцепление на слякоти, льду и мокром покрытии.

Маркировка в виде снежинки, заключенной в трехконечную горную вершину

Символ «Альпин» используется для маркировки зимних шин в соответствии с нормами ЕЭК ОНН (действуют в ЕС, а также во многих других странах), и регламентом по маркировке шин, принятым в США и Канаде. Рабочие характеристики таких зимних шин на снегу должны быть подтверждены результатами объективных испытаний и должны соответствовать установленным предельным значениям или превышать их. Данные шины обеспечивают высокую безопасность и управляемость на снегу, на обледенелых дорожных покрытиях и в целом в условиях низких температур.

Мягкие резиновые смеси

Эти резиновые смеси обладают особой гибкостью при низких температурах и подходят для поездок по Скандинавии, России и Прибалтике. Шины с такими смесями безопасно передают тяговые усилия даже при низких температурах на заснеженных и обледенелых покрытиях. Доля естественного каучука в мягких резиновых смесях выше, чем в смесях для обычных зимних шин. Таким образом, даже при экстремальных погодных условиях шины с такими резиновыми смесями остаются настолько гибкими, что обеспечивают силу сцепления на уровне шипованных шин. Такой подход снижает потребность в ошиповке, при этом шины с мягкой резиновой смесью можно использовать в условиях, где применение шипованных шин нецелесообразно, например, когда на дорогах нет снега и льда, как в некоторых прибрежных регионах Южной Норвегии.

Запасное колесо

Шины для запасных колес обладают такой же грузоподъемностью, как и остальные шины автомобиля, поэтому запасные колеса можно ставить на любую позицию. Поддерживайте в шине запасного колеса давление, указанное на боковине шины. Стоит отметить, что давление в шине запасного колеса должно быть больше, чем в шинах стандартной размерности. Указания по применению шины приведены на ее боковине. Запасное колесо предназначено для временного движения к месту ремонта или замены поврежденной шины. Стандартную шину необходимо отремонтировать или заменить при первой же возможности, а запасное колесо поместить на хранение назад в багажное отделение, чтобы продлить срок его службы. Шина запасного колеса может износиться до индикаторов износа протектора, как и обычная шина автомобиля. В этом случае она подлежит замене.

Индекс скорости

Скоростные качества шины обозначаются индексом скорости на боковине. Шина может позволять движение с определенной скоростью, но в то же время производитель не одобряет небезопасное управление автомобилем или управление автомобилем с нарушением правил дорожного движения. Кроме того, индекс скорости шины не подразумевает, что автомобиль безопасен для движения с указанной скоростью. Это может быть еще более опасно при плохих дорожных или погодных условиях или при внесенных изменениях в конструкцию автомобиля. Скоростные качества шины на дороге определяются в лабораторных условиях, но они не действительны для шин с недостаточным давлением воздуха, перегруженных, изношенных, поврежденных или модифицированных шин.

speed symbol
Шипованные шины

Законодательство скандинавских стран регулирует использование шипов с 2014 года. Для классификации шин в трех категориях в зависимости от индекса нагрузки необходимо примерно 400 раз проехать по гранитным плитам на автомобиле с шипованными шинами на скорости 100 км/ч. До и после каждого испытания плиты взвешивают и осматривают на предмет абразивного износа. Если результаты испытаний находятся в пределах предписанных значений, шины получают одобрение. Законодательные органы пытаются предотвратить чрезмерный износ дорожного покрытия. Внешне шипованные шины выделяются более массивным протектором и, прежде всего, наличием шипов. Они обеспечивают максимальное сцепление при чрезвычайно низких температурах как на льду, так и на заснеженном покрытии. Законодательство предъявляет строгие требования к шипам: они не должны выступать над поверхностью проектора более чем на 1,2 мм, иначе они могут оторваться, и их вес не должен превышать 1,2 г. 

Летние шины

Летние шины предназначены для применения в условиях высоких температур. Материал для этих шин подобран так, что они демонстрируют лучшую топливную экономичность, износостойкость и ходовые качества при высокой температуре, чем зимние шины. Они наделены протектором, который оптимален для движения по сухим и мокрым дорожным покрытиям. Для этих шин характерен очищающий эффект, благодаря которому они обеспечивают короткий тормозной путь и превосходную курсовую устойчивость даже на мокрых дорогах.

Температурное воздействие

Срок службы шины зависит от совокупности факторов: условий хранения и условий эксплуатации (нагрузка, скорость, давление воздуха в шинах, состояние дорожного покрытия, внешние воздействия и пр.). Поскольку условия эксплуатации и техническое обслуживание шин сильно различаются, точно предсказать срок службы шины невозможно.

Влияние высоких температур на срок службы шины является двойственным.

(i)              Пиковые температуры воздействуют на шину только в течение коротких промежутков времени. Такие воздействия характерны в основном для движения на высоких скоростях. Способность шины выдерживать такое температурное воздействие и (или) рассеивать такое количество тепла определяется производителем и указывается в виде индекса скорости на боковине шины (один из элементов обозначения шины).

(ii)             Продолжительное температурное воздействие. Чем дольше шина подвергается воздействию тепла, тем более вероятны неустранимые изменения материалов и свойств шины. Кроме того, чем выше температура, тем быстрее происходят эти изменения. Они могут снизить стойкость шины к усталостному разрушению, что, в свою очередь, может привести к выходу шины из строя. BARUM рекомендует следующие условия хранения шин: не храните шины в местах, где они могут подвергаться воздействию экстремальных температур. Не храните шины при температурах выше 35°C (95°F). Оптимальными считаются температуры ниже 25°C (77°F). Рабочие температуры шин могут быть выше указанных. Стоит помнить, что чем дольше шина подвергается воздействию высоких температур, тем короче срок ее службы.

(iii)             BARUM рекомендует изъять из эксплуатации шины, произведенные более 10 лет назад. Если шина подверглась продолжительному температурное воздействию, BARUM также советует прекратить ее эксплуатацию. Специалисты шиномонтажных мастерских могут проверить шины и помочь клиентам, которые не уверены, стоит ли изымать шины из эксплуатации. Национальное управление по безопасности движения на автострадах (США) и Ассоциация стандартизации методик испытаний пришли к следующему выводу: хранение шины при температуре 65°C в определенных суровых условиях на протяжении 5 недель соответствует эксплуатации шины в жарком климате в течение 4-6 лет. Не стоит забывать и о другой крайности – экстремально низких температурах. Под воздействием исключительно низких температур (ниже –30°C/–22°F для летних/высокоскоростных шин и ниже –50°C/–58°F для зимних/всесезонных шин) шины становятся хрупкими. Таким образом, перед эксплуатацией в условиях низких температур шины подлежат прогреву.

Схождение

Под схождением понимается расстояние между осевыми линиями шин на одной оси. Схождение колес регулируется на всех автомобилях. Из-за развала большинство колес имеют склонность смещаться наружу, поэтому колеса большинства автомобилей устанавливаются с небольшим схождением. Другими словами, расстояние между передними частями колес несколько больше, чем между задними. Неправильная регулировка углов установки колес ведет к неравномерному износу шин. Заметив эту проблему, следует предоставить автомобиль специалисту для проверки углов установки колес.

Протектор

Протектором называется та часть шины с рисунком в виде канавок, которая контактирует с дорожным полотном. Протектор призван обеспечивать передачу тяговых усилий для торможения, начала движения и поворота, а также гарантировать износостойкость.

Высота рисунка протектора

Расстояние от поверхности протектора до дна основных канавок без учета индикаторов износа протектора. Этот параметр обычно дается в миллиметрах.

Индикатор износа протектора

Индикаторы износа протектора представляют собой выступающие перемычки, расположенные в продольных канавках по окружности шины на равном расстоянии друг от друга. Когда рисунок протектора изнашивается до остаточной высоты 3 и 4 мм для летних и зимних шин соответственно, индикаторы износа протектора оказываются заподлицо с рисунком протектора. Также имеются индикаторы износа протектора, указывающие на остаточную высоту рисунка протектора 1,6 мм, что является минимально допустимым значением как для летних, так и для зимних шин. Однако мы рекомендуем сменить зимние шины при остаточной высоте рисунка протектора 4 мм, а летние – при остаточной высоте 3 мм.

Старение шин

Срок службы шины зависит от условий ее хранения, перестановки и эксплуатации. Поскольку условия эксплуатации сильно различаются, предсказать срок службы шины невозможно. Большинство производителей используют стандартную систему кодировки даты изготовления шин. Этот код находится на боковине шины. На шинах, изготовленных после 1999 года, последние четыре цифры обозначают дату производства: первые две цифры – неделю, последние две – год. Например, шина с кодом 2214 была произведена на 22-й неделе 2014 года. Замените все шины (включая шину запасного колеса), изготовленные более десяти лет назад, даже если они внешне выглядят пригодными к использованию,а высота рисунка протектора не достигла минимального значения. То же самое касается и шины запасного колеса.

Очистка шины

Время от времени шины следует очищать, особенно перед переходом с летних шин на зимние и наоборот.
Не используйте чистящие средства, содержащие растворители или масла, которые могут повредить резиновую смесь! Лучше всего мыть шины чистой водой с мылом или моющим средством.
Соблюдайте следующие рекомендации при мойке автомобиля аппаратом высокого давления:
Запрещается мыть шины при помощи круглой насадки!
Удерживайте плоскую насадку или фрезу для сбивания грязи на расстоянии не менее 20 см от шин!

Конструкция шины

Современная шина состоит из следующих элементов:
Протектор и брекер: 
1) Протектор – обеспечивает шине ходимость, отличное сцепление с дорожным полотном и отвод воды
2) Бесстыковые подпротекторные слои – гарантируют возможность движения с высокой скоростью
3) Брекерные слои со стальными нитями корда – оптимизируют курсовую устойчивость и сопротивление качению
Каркас: 
4 Слой текстильных нитей корда – удерживает давление и поддерживает форму шины
5) Внутренний герметизирующий слой – делает шину герметичной
6) Боковина – защищает от внешних повреждений
7) Усилитель борта – гарантирует курсовую устойчивость и точную обратную связь рулевого управления
8) Выступ борта – обеспечивает курсовую устойчивость, превосходное рулевое управление и комфорт
9) Бортовая проволока – служит для плотного прилегания борта шины к закраине обода

Манометр для измерения давления в шинах

Этот прибор предназначен для измерения давления в шинах автомобиля. Шины рассчитаны на выдерживание определенной нагрузки при определенном давлении воздуха в них, поэтому крайне важно поддерживать это давление. Номинальное давление указывается для холодной шины, то есть до продолжительного движения на автомобиле, в результате чего давление повышается из-за расширения газов.

Маркировка шин

Расшифровка маркировки шин:
1) 255/50 R20 V
255: номинальная ширина в миллиметрах
50: отношение высоты профиля к ширине (высота шины составляет 50% от ее ширины)
R: обозначение радиальной шины
20: посадочный диаметр обода в дюймах
109: индекс нагрузки «109» – максимальная грузоподъемность данной шины составляет 1030 кг
V: индекс скорости, максимальная скорость составляет 240 км/ч. После типоразмера может указываться дополнительная информация: «REINFORCED» (усиленная) или «EXTRA LOAD (XL)» (повышенной грузоподъемности) для усиленных шин, «M+S» (грязь и снег) для зимних шин. Символ горного пика наносится на зимние шины, соответствующие нормативам ЕЭК ООН (действующие в ЕС и некоторых других странах), а также США и Канады.
2) Tubeless: Бескамерная (КАМЕРНЫЕ ШИНЫ должны монтироваться с камерами).
3) M + S: «Шина для снега» означает, что рисунок протектора такой шины, резиновая смесь и конструкция изначально были разработаны для улучшения характеристик на заснеженном покрытии по сравнению с обычной шиной с учетом ее способности начинать и поддерживать движение транспортного средства. 
4) 224253: Знак официального соответствия шины действующим нормативам ЕЭК.
5) 1414: Дата изготовления («14» – это 14-я неделя, «14» – 2014 год).
6) TWI: TWI – индикатор износа протектора. Поперечные перемычки, равномерно расположенные по окружности шины в основных продольных канавках, оказываются вровень с поверхностью протектора при остаточной высоте 1,6 мм.
7) E4: Маркировка, указывающая на соответствие шины нормативам ООН/ЕЭК. Номер после буквы Е в кружочке обозначает страну, проводившую сертификацию: E4 (4 – Нидерланды).

 

Символ E4 находится с другой стороны шины, поэтому он отсутствует на изображении.

Защита шины

Шины могут получить повреждения без ведома водителя. Если вы обнаружили повреждение или предполагаете его наличие, немедленно покажите шину сервисному специалисту. При преодолении препятствия приближайтесь к нему медленно – чем ближе к перпендикуляру, тем лучше. Регулярно осматривайте шины на наличие внешних повреждений: порезов, трещин, вздутий.

Изъятие шин из эксплуатации

Эксплуатацию шин прекращают по множеству причин, в том числе из-за износа протектора до минимального уровня, повреждения или неправильного обращения (проколы, порезы, механические воздействия, трещины, вздутия, недостаточное давление, перегрузка и т. д.). Поэтому шины необходимо регулярно осматривать. Покупатели должны контролировать внешнее состояние шин и внимательно относиться к любым изменениям динамических характеристик, например, к ускоренной утечке воздуха, шуму или вибрациям. Подобные изменения могут указывать на то, что шины нужно немедленно изъять из эксплуатации.
Рекомендуется устанавливать на все четыре колеса шины одной марки и с одинаковым рисунком протектора, так как в этом случае гарантируются наилучшая управляемость и тормозные характеристики независимо от условий движения.

Размерность шины

В Германии одобренные размерности шин указываются в пунктах 20-23 регистрационного документа автомобиля. Дополнительные размерности и специальные рекомендации (определенных торговых марок и рисунков протектора) могут отмечаться в пункте 33. В новом регистрационном документе в Германии не перечисляются все возможные размерности шин. На автомобили, зарегистрированные в Германии после 1 октября 2005 года, выдается документ нового типа. Регистрационный сертификат I (Zulassungsbescheinigung I) пришел на смену регистрационному документу предыдущего образца. Новый документ отличается меньшим количеством сведений, чем предыдущий документ. Помимо прочей информации, из него уже нельзя почерпнуть информацию о шинах и ободьях. В новом Регистрационном сертификате I указана только возможная размерность шин без сведений об ободьях. Также отсутствует информация об альтернативных вариантах колес. Обратите внимание на то, что на автомобиле могут быть установлены шины, размерность которых не соответствует указанной в регистрационном документе. Сотрудники нашего специализированного дилерского центра смогут порекомендовать возможные сочетания шин и колесных дисков для конкретного автомобиля.

Обозначение размерности шины

В обозначении размерности шины 185/65R14 скрыта следующая информация: 185 - ширина шины в миллиметрах; 65 - отношение высоты шины к ширине в процентах; R - радиальная конструкция; 14 - посадочный диаметр в дюймах.

Хранение шин

Шины должны храниться в сухом и прохладном месте вдали от солнечных лучей и источников озона (например, электродвигателей). Если приходится хранить шины горизонтально, не следует превышать разумное количество шин в штабеле. Нижняя шина может повредиться из-за чрезмерной нагрузки. Шины должны проветриваться со всех сторон, в том числе снизу, что позволит предотвратить повреждение шин вследствие воздействия влаги. Хранимые вне помещения шины необходимо поднять над уровнем земли и накрыть непрозрачной водонепроницаемой пленкой. Не следует хранить шины на черном асфальте или прочих теплопоглощающих или отражающих покрытиях, например, на снегу или песке. Следите за тем, чтобы на шины не попадали растворители, топливо, смазочные материалы и химические вещества. Кронштейны для запасного колеса на автомобиле не предназначены для длительного хранения колеса. Если автомобиль укомплектован полноразмерным запасным колесом (то есть колесом с шиной такого же типа и размерности, как остальные шины на автомобиле, а не компактным, или временным, запасным колесом), шину такого колеса также следует включить в схему перестановки.

tyre storage
Сверхвысокоскоростные шины

Сверхвысокоскоростными называют шины увеличенной ширины, наделенные повышенными характеристиками для большей безопасности. Благодаря увеличенной площади пятна контакта, сверхвысокоскоростные шины отличаются лучшим сцеплением с дорогой, повышенной безопасностью и отличной управляемостью. Основные преимущества сверхвысокоскоростных шин по сравнению с обычными заключаются в сокращенном тормозном пути, повышенной устойчивости в поворотах, более точном рулевом управлении, лучшем восприятии изменения нагрузки, более спортивном ходовом комфорте, улучшенном перестроении и внешнем облике.

Вентиль шины

Устанавливаемый в диск вентиль служит для накачки шины воздухом. Вентиль подбирается под шину в сборе с диском (это обязанность специалистов шиномонтажной мастерской). Поврежденный вентиль может оказаться причиной медленного падения давления воздуха в шине. Для защиты золотника, находящегося в вентиле, необходимо всегда накручивать на вентиль колпачок.

Колпачок вентиля

Несмотря на свой небольшой размер, эта деталь выполняет очень важную функцию: она защищает вентиль шины от пыли, грязи и влаги. Утерянные колпачки следует заменять при первой же возможности, чтобы предотвратить более серьезные последствия.

Отвод воды

Канавки на поверхности шины являются негативным профилем рисунка протектора. Когда шина катится по мокрой поверхности, вода вытесняется в эти канавки и отводится за пределы пятна контакта. Эффективный отвод воды во многом определяет безопасность движения за счет предотвращения аквапланирования (гидропланирования). Изношенные шины (шины со стертым протектором) значительно повышают вероятность аквапланирования.

Углы установки колес

Если при движении в прямолинейном направлении и нахождении рулевого колеса в нейтральном положении, автомобиль "уводит"влево или вправо, может потребоваться отрегулировать углы установки передних колес. Еще одним признаком необходимости такой регулировки является неравномерный износ протектора шин.

Зимние шины

Зимние шины специально созданы для эксплуатации при низких температурах и вождения в зимних условиях. Блоки протекторов таких шин имеют большое число ламелей, которые обеспечивают высокий уровень сцепления даже на скользких дорогах. Тщательно подобранная резиновая смесь позволяет шинам сохранять гибкость даже на холоде. В то же время, при высоких температурах зимние шины становятся слишком мягкими, поэтому их не стоит использовать летом.

Согласно законодательству Германии (правила о допуске к дорожному движению StVZO), зимние шины должны иметь маркировку M+S (грязь + снег). В условиях, когда требуется дополнительная безопасность, в частности, хорошие ходовые и тормозные характеристики, следует приобретать модели с символом снежинки. В немецком законодательстве не указан конкретный период эксплуатации зимних шин. Водители должны самостоятельно принимать решение о замене шин на зимние, руководствуясь текущими дорожными условиями. В зимних условиях (например, при наледи, снежной каше, на плотном снегу и обледенелых дорогах) следует использовать только шины с символом M+S. Если избегать движения по снегу и льду, теоретически, даже зимой можно использовать летние шины. Однако резиновые смеси для них разработаны специально с учетом высоких температур, поэтому использовать летние шины зимой крайне опасно и не рекомендуется.

Barum. A brand of Continental.
Good tyres. Good deal.